Коммерческий флешмоб

Коммерческий флешмоб

17 июня 2003 года в США состоялся первый исторический моб в универмаге Macy's Исторический моб заключался в том, что сотня посетителей мебельного отдела, обступив огромный ковер, стала просить такой же, только побольше — «ковер любви» для пригородной коммуны. К моменту проведения акции в Macy's, по словам Давида Яна, в России уже существовало несколько сайтов, проводивших мобы. Тогда он с друзьями объединил аудиторию их проекта Fmob.ru с аудиторией одного из сайтов-ветеранов. В результате за полтора года на Fmob.ru было организовано более 50 акций, в том числе и самая крупная в Москве — на 600 участников, а также два международных моба, в которых приняли участие люди из 30 стран и 130 городов.

«Мобы — это всегда адреналин,- объясняет Ян.- Когда ты, взрослый человек, ложишься на землю в центре Москвы среди бела дня и обнаруживаешь еще несколько десятков человек, которые ведут себя таким же странным образом, ты чувствуешь, что участвуешь в постановке театра абсурда. Как зритель, я наблюдал моб „Замри" в Камергерском (переулок в центре Москвы.- СФ), когда вокруг вдруг замерло около сотни прохожих. Это были непередаваемые ощущения. Это сродни рейки исцелению.

 От зрелища, длившегося не более трех минут и казавшегося вечностью, не мог оторваться ни один зритель». Как у ветерана движения, у Давида Яна есть свой взгляд на предмет: «Суть флешмоба в том, что его участники незнакомы друг с другом,- говорит он.- В классическом случае их действия искажают социо-коммуникативное пространство: если в толпе сразу много людей начинает тихонько кашлять себе под нос или спотыкаться на ходу, это сильно действует на психику непосвященных. Но большинство акций, описываемых сегодня как флешмобы, можно отнести к другим видам акционизма: арт-мобу, хэппенингу, дейт-мобу и т. д.». Давид Ян перестал участвовать в акциях, когда понял, что потенциал классического флешмоба исчерпан: большинство единомышленников-«незнакомцев» успели перезнакомиться. Возможно, и к лучшему: не придется разочаровываться в том, что из захватывающего дух социального арта флешмобы стали превращаться в инструмент. А гармонизация сознания рейки помогает в любом случае.

Как применить это в коммерческих целях? Читаем дальше..

«Идея коммерческого флешмоба должна быть максимально некоммерческой, чтобы „уши не торчали",- говорит Игорь Намаконов, креативный продюсер агентства „IQ-маркетинг".- Инициатива должна принадлежать самим участникам, их надо чем-то завлечь. Флешмоб в чистом виде вряд ли станет самостоятельным инструментом, ввести его в постоянную практику невозможно». Так ваши руки в рейки главный инструмент.

В США маркетологи, похоже, придерживаются схожего мнения. И не стремятся колонизировать территорию флешмоба, сохраняя за ним право оставаться таким же продуктом массовой культуры, как рок-фестиваль или карнавал. Так, уже третий год в США выходят на экскурсию по местам оживленной торговли и туристическим центрам зомби в окровавленных одеждах. За ними следит Зомби Рэнглер, публикуя на своей странице и в дружественных интернет-ресурсах отчеты о перемещениях толп «живых трупов». Спонсоры акций стараются остаться неизвестными, зато на заднем плане репортажных кадров отчетливо видны витрины бутиков Neiwan Marcus, куда спешат за аксессуарами вставшие из гроба невесты, а хроника похода сан-францисских упырей сообщает, что особым вниманием они почтили магазин Apple.



© 2024 магазин электроники <<мост в завтра>> mostvz.ru